Легенда гласит, что авантюриновое стекло впервые получили итальянские стеклоделы знаменитой династии мастеров Миотти города Мурано еще в первой половине XVII в., когда случайно при варке стекла в котел попали медные опилки. Постепенно технологию отработали: в жидкое стекло добавляли соответствующее количество предварительно подготовленного материала, к примеру, железные опилки, металлический кремний и уголь - до тех пор, пока не выпадут кристаллы меди.
В течение цикла охлаждения, который длится несколько часов, происходит медленное и почти полное отделение меди от стеклянной основы. Качество этого стекла зависит от степени равномерности распределения кристаллов меди и от их размеров, которые в особо удачных случаях могли достигать миллиметра. Получившееся стекло блестело золотистыми искорками, вызывая восторг зрителей. Эффект мерцания и блеска получается за счет высокого показателя преломления кристалликов включений по сравнению с основным стеклом. Наиболее известно хромсодержащее авантюриновое стекло, декоративный эффект которого создается за счет мерцания больших светлых кристалликов оксида хрома на фоне темно-зеленой основной массы стекла. И сейчас муранские бусины ручной работы из авантюринового стекла удивляют своей красотой. Секрет этого стекла долгое время свято хранился мастерами. Может, оттуда и пошло его название «Avventura» ( итал)- приключение, риск,- который был необходим желающим выведать этот секрет, а может это созвучно рискам и приключениям, которые проявляли сами венецианцы в добывании чужих секретов, когда с покорением Константинополя в 1204 г. получили доступ к секретам стеклоделия великой империи, что послужило громадным толчком к развитию этого промысла в Венеции. А может, он получил свое название от перефразированного произношением имени Ammurianum – так называли остров Мурано , который был заселён еще в период Римской Империи и служил местным жителям убежищем от варварских набегов. Однозначного исторического ответа нет, и ореол тайны весьма созвучен ореолу приключений.А по некоторым источникам, такое стекло варили еще мастера Древнего Египта, но их рецепты не дошли до потомков. Продолжали изыскания стеклоделы во все времена, и российские ученые, начиная с конца XIX в, когда Петербургским Технологическим институтом проводились первые небезуспешные разработки, и до настоящего времени изобретают новые сплавы.
Технология получения таких стекол довольно сложна. Сначала подготовленную шихту плавят в печах большой мощности при 1350-1400С в течение примерно часа, затем температуру несколько уменьшают, и после непродолжительной выдержки проводят отжиг при 750С. Для получения стекла используют продукты обогащения апатитонефелиновых руд и полевошпатового минерального сырья в составе с гранулированными доменными и конвертерными, феррохромовыми шлаками, подбирая их в соответствии с требуемым соотношением компонентов. Сегодня в создании авантюринового стекла используют не только искусственный и природный авантюрин, но и отходы горнопромышленного производства, совмещая стекло и камень.
Авантюриновое стекло сегодня – дорогой и престижный материал, который широко применяют для изготовления предметов интерьера и для получения декоративных облицовочных материалов; особенно популярна авантюриновая мозаика, которую предлагают многие известные итальянские бренды; используют его и в ювелирной отрасли при изготовлении сувенирных и бижутерийных изделий.
К сожалению, часто авантюриновое стекло путают и выдают за натуральный авантюрин. Имитации авантюрина имеют собственные названия, красно-коричневая - "золотой песок", тёмно-синяя - "синяя ночь". Именно по этим красивым авантюриновидным стёклам, чаще всего, судят об авантюрине.